Пенсии: история показывает, что правительство не отступит

Сегодня о пенсиях, вернее, о той пенсионной реформе, о которой говорит вся страна. По крайней мере, ее взрослое население. Сначала о термине «пенсионная реформа». На мой взгляд, слово - реформа подразумевает улучшение. Никакого улучшения в том, что нам предлагает правительство, я не вижу. У людей отнимают средства, на которые они рассчитывали по выходу на пенсию (то есть, - на отдых) и предлагают поработать еще несколько лет. А работать придется, ведь надо же как-то жить.

Фото с сайта Chepetsk-news.ru.

Так называемая пенсионная реформа не могла встретить положительного отклика среди населения. И, понятно, почему. Но, признаться, все к этому и шло. И лично для меня такие суровые нововведения не были неожиданностью. Хотя я не ожидал, что будет все так жестко. Работая в свое время на местные СМИ, я не раз писал о пенсионных реформах 2002 и 2015 годов и прекрасно полагал, что одними ими государство не ограничится. Поэтому ко всем этим пенсионным баллам и увеличению минимального размера стажа по выходу на пенсию относился спокойно. Только никак не мог предположить, что следующей «реформы» придется ждать совсем недолго.

Я не верю, что эту «реформу», пусть и очень непопулярную, правительство спустит на тормозах. Может быть, будут какие-то послабления. Но вектор намечен. И государство от своего не отступит. Чтобы обосновать свою точку зрения, сделаю экскурс в историю.

Нынешние пенсионеры, да и в целом, думаю, все взрослое население, с теплотой вспоминают о пенсионной реформе 1956 года. Именно принятым тогда законом были гарантированы государственные пенсии, единые основания назначения пенсий, единый возраст и требования к трудовому стажу, единый порядок исчисления размера пенсий.

Мужчины выходили на пенсию в 60 лет при условии 25 лет стажа, женщины - в 55 лет, при условии 20 лет стажа. Пенсия рассчитывалась исходя из средней зарплаты за последний год или последние десять лет работы. Условия выхода на пенсию были просто замечательные. Но…

За более чем тридцать лет с момента принятия закона число пенсионеров увеличилось с 16,5 до 45,2 млн человек, утверждает выпущенное в свое время Пенсионным фондом учебно-методическое пособие. В 1990-х годах тенденция к старению населения усиливалась. Между тем, и это известно всем, пенсионеры жили и живут за счет отчислений из фонда оплаты труда работающего населения. В 1990-х годах экономика страны находилась, мягко говоря, в неудовлетворительном состоянии. Закрывались предприятия, во многих, продолжавших работать, люди месяцами не видели заработную плату. Откуда могли производиться отчисления в Пенсионный фонд для того, чтобы выплачивать пенсии пенсионерам?

И тогда пришло время первой реформе, которая получила свое окончательное завершение в 2002 году. Государством был гарантирован минимальный размер пенсии для проработавших не менее пяти лет. Но, учитывая, что это крохи, фактически определение «трудовой стаж», можно сказать, исключался.

Все граждане были зарегистрированы в системе пенсионного страхования и получили уже привычные всем небольшие карточки - СНИЛС. Фактически люди сами должны были зарабатывать себе на пенсию. Так называемая «накопительная часть пенсии» (часть уплаченных взносов на индивидуальные счета работающих) прямо говорила об этом. Чем большую сумму накопишь во время трудовой деятельности, тем большими средствами будешь распоряжаться по выходу на пенсию.

Но у этой реформы оказался существенный минус. До пенсии, особенно, если тебе 20-30 лет, далеко. Минимальный трудовой стаж в размере пяти лет, позволяющий рассчитывать хотя бы на минимальную пенсию, заработать не так уж сложно. И многие предприятия со своими работниками «ушли в тень». Это те самые «серые зарплаты», которые выплачиваются в конвертах. Когда еще будет пенсия, и доживешь ли ты до нее, а жить хочется сейчас.

Не буду ручаться за то, что там думали в правительстве. Но, по-видимому, отчисления работающих граждан в Пенсионный фонд отказались не настолько значительными, на которые рассчитывали. А пенсионерам выплачивать пенсии же надо.

И тогда последовала следующая реформа - 2015 года. В принципе, ничего не менялось, кроме того, что граждан поставили в более жесткие условия: теперь, чтобы рассчитывать на минимальную пенсию, приходилось бы отработать 15, а не 5 лет, и еще вводились так называемые «пенсионные баллы». Чем больше отчисления от зарплаты в Пенсионный фонд, тем больше не только размер накопительной пенсии, но и этих самых баллов. А их нужно заработать аж 30 единиц. И выработать 15 лет стажа. Не выполнил хотя бы одно из этих условий - довольствуйся только минимальным размером пенсии. Таким образом, зарплаты работающих хотели вывести «из тени».

Но и этих мер, видимо, оказалось недостаточно, потому что скоро работающим гражданам пришлось сказать «пока» накопительной части пенсии. Нет, работодатели все также перечисляют ее в Пенсионный фонд. Но инвестировать ее куда-либо организации, которым государство доверило с ними работать, они уже не могли. Эти средства заморозили. Не буду утверждать, потому что, конечно, не знаю, но не исключаю, что эту часть пенсии, как и страховую, направляют на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Не хватает средств у Пенсионного фонда и государства, но что тут поделаешь…

Планируемое увеличение пенсионного возраста - это уже следующий этап. Полагаю, предпринятый государством от безысходности. Необходимых денег на выплату пенсий пенсионерам, по-видимому, не хватает. И придумать что-нибудь такое, что устроило бы и государство, и общество, у правительства не получается. Остается только повышать пенсионный возраст, чтобы направлять меньший объем средств на выплату пенсий.

Знаете, не удивлюсь, если со временем окажется, что и это не самое страшное. Может быть, через несколько лет в правительстве придумают еще что-то такое, что нынешняя «реформа» по увеличению пенсионного возраста будет казаться цветочком. Ягодки, возможно, ждут нас впереди.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic